Научно-исследовательская лаборатория психологии совладающего поведения

English version  

Психические ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

С. А. Хазова, г. Кострома

Хронические стрессоры подвергают систему ресурсов личности «истощению», особенно, если восстановление ресурсов затруднено или невозможно, что в дальнейшем может привести к нарушениям адаптации и психосоматическим расстройствам. Несмотря на это теоретические и экспериментальные данные об истощении ресурсов личности крайне малочисленны, данная проблематика отражается лишь в единичных работах (H.Selye, 1982; S.E. Hobfoll, 1988; P.T. Wong, 1993; В.А. Бодров, 2006; Т.Л. Крюкова, 2010).  

Анализ психологической литературы показывает, что чаще проблема истощения ресурсов личности встречается в контексте профессиональной деятельности, где истощение рассматривается как следствие эмоционального выгорания на рабочем месте. Мы же в своем исследовании обращаемся к проблеме истощения личностных ресурсов в ситуации пролонгированного (хронического) стресса, на примере родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы понимаем под ресурсами психические свойства, которые в ментальном опыте субъекта устойчиво связываются с позитивными результатами и дополнительными преимуществами при взаимодействии с ситуацией. Поэтому для исследования ресурсов мы обращаемся к феноменологическому интервью, позволяющему исследовать значения, смыслы, индивидуальный опыт, то есть описать изучаемый феномен с позиций внутреннего мира субъекта.  Такой подход позволяет оценить «субъективную цену» совладания или достижения, жизненные потери и приобретения, исследовать жизненный путь личности, сконцентрировать внимание на индивидуально-своеобразном в системе ресурсов субъекта (Хазова, 2010).

Процедура исследования включала два этапа: 1. «on-line» интервью, в котором приняли участие 64 человека (из них 42 женщины и 22 мужчины); средний возраст респондентов - 27 лет; 2. исследование истощения ресурсов в ситуации пролонгированного стресса, респондентами в котором выступили родители, воспитывающие детей с детским церебральным параличом не менее 4 лет,  38 человек (30 матерей, возраст от 26 до 38 лет; и 8 отцов, возраст от 34 до 45 лет). Средний возраст матерей 31 год, отцов- 42. Возраст детей с ограниченными возможностями здоровья на момент исследования составил от 4 до 8 лет. Исследование проводилось в режиме индивидуальных встреч на основе добровольного участия.

В качестве основных методов использовались феноменологическое интервью, анализ продуктов деятельности (рисунков, стихов, рассказов). 

Результаты первого этапа исследования.

В начале интервью мы уточнили для респондентов, что понимается под ресурсом («ресурс - это то, что позволяет Вам более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с  трудными жизненными ситуациями»).

Приведем несколько примеров того, что понимают люди под истощением психологических ресурсов:

  • «это отсутствие сил, возможностей для какой-либо деятельности»;
  • «это бессилие как физическое, так и эмоциональное, отсутствие жизнерадостности, рвения к жизни и хорошим делам, безразличие ко всему»;
  • «ресурсы человека либо на грани исхода, либо уже отсутствие как таковых, т.е., это исчезновение тех средств, которые помогают бороться с трудными ситуациями».

Истощение психологических ресурсов проявляется, по мнению респондентов, в эмоциональной отстраненности, безразличии ко всему происходящему («хочется просто закрыться в комнате и никого не видеть», «я чувствовала апатию, и мне было без разницы, что вокруг меня происходит»), дефиците тех средств, которые обычно помогают справляться с трудностями. Оно сопряжено с такими чувствами как: «пустота внутри, ничего не радует», «дикая тоска, ощущение безнадежности, нет веры в светлое будущее», «испытываю постоянное психическое напряжение», «глубокая усталость, изнурение, утомление» и т.п. Приведем в качестве примера следующее определение одного из респондентов: «В моем понимании, это эмоциональное истощение, когда нет желания общаться даже с близкими людьми, нет сил даже громко говорить. Кроме того, не можешь активно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные. Чувств просто нет, а если бы и были, не было бы сил показать их» (муж., 27 лет).

Подобное состояние возникает у респондентов «после сложного, перенасыщенного дня», «когда ругаешься с близкими людьми или лучшими друзьями». Примерно 10% наших испытуемых говорят о том, что к истощению ресурсов может приводить даже «мелкая, незначительная неудача, которая является последней каплей в серии негативных событий».  Респонденты, описывая состояние истощения ресурсов, говорят о том, что этому предшествуют сильные эмоциональные переживания, после которых исчезает желание действовать, решать проблему.  Более интенсивными по воздействию являются следующие жизненные события: неразделенная любовь (на протяжении 2-4 лет, 63%); потеря близкого человека (58%); одиночество (45%).

Фрагмент 1. Мария, 20 лет. Работает в турфирме, не замужем: «Это была какая-то апатия. Я даже растерялась и немного испугалась такого состояния. Было настолько наплевать на весь мир, что даже страшно. Не хотелось ничего делать, даже вставать с дивана не хватало сил. Хватало сил только на слезы, как это не парадоксально, именно на слезы от бессилия. Так тяжело я расставалась со своим любимым человеком».

Фрагмент 2. Наталья, 22 года. Студентка: «Чувствовала безграничную усталость, пустоту. Обычно такое состояние у меня связано с душевной болью, отсутствием мыслей, неработой мозга. В такие периоды трудно разобраться в собственных желаниях, принять какое-либо решение. Всему причиной ряд ужасных событий, болезнь и смерть родного человека, проблемы в семье. Меня крайне редко что-то радует».

Фрагмент 3. Дмитрий, 34 года: «Например, после реализации цели я себя чувствую куда более как истощенным, но такие события как потеря близкого, мое одиночество не сравнится, ни с чем. Замечаю сейчас частую смену настроения, раздражительность, бестолковую суетливость и т.д. Последней каплей, может это показаться смешным, стала гибель собаки (3 года назад). Опустошенность до сих пор какая-то. Не вижу берега, к которому нужно причалить - так и существую».

Общая картина выглядит следующим образом: респонденты имеют сниженный эмоциональный фон, испытывают дистресс, неудовлетворенность собой и качеством жизни. Оказалось, что 86% респондентов на момент опроса находились в данном состоянии достаточно долго: «в таком состоянии я пребываю чаще всего», «это стало уже моим обычным состоянием». Мы предполагаем, что такой процент ответов обусловлен тем, что  анкета была размещена в открытой социальной группе, где обсуждались вопросы смысла жизни, одиночества и депрессии.

Результаты второго этапа исследования.

Перед нами стояла задача описать истощение ресурсов в ситуации пролонгированного стресса, связанного с воспитанием ребенка с ДЦП. Среди наиболее стрессогенных факторов родители называют неконтролируемость ситуации (81%), материальные трудности (78%), ухудшение отношений с супругом (63%), монотонность и однообразие (60%), отсутствие поддержки (71%), страх за будущее ребенка (28%).

Фрагмент 4. Анна 32 года, разведена. Воспитывает дочь (6 лет) с диагнозом ДЦП. «К такому повороту невозможно было подготовиться. Муж начал невыносимо раздражать и доводить меня, постоянные выяснения отношений «на ровном месте» уничтожали меня как личность. Я ненавидела всех и даже себя  (пауза) просто очень обидно! Каждый день, как болото, у меня нет ни сил, ни желания что-то менять (пауза) Всё равно уже ничего не вернуть назад. Знаете, чего я боюсь больше всего? Одиноких ночей. Мне так плохо!».

К истощению психологических ресурсов также приводят «неоправданные надежды» и «зря потраченные силы» родителей. В высказываниях чувствуется самообвинение и пессимистический настрой на будущее. 

Мы попросили испытуемых описать свое состояние, мысли и действия, когда они чувствовали, что ресурсы, которые обычно помогают справляться с трудной ситуацией, либо на исходе, либо истощены совсем.

Таблица 1.

Описание состояния истощения ресурсов (n=38)

 

 Категории контент- анализа

Количество упоминаний %

 

Состояние

 1.

 Сильная усталость

 63

 2.

 Неудовлетворенность собой

 60

 3.

 Психическое напряжение

 60

 4.

 Раздражительность

 52

 5.

 Отсутствие радости, печаль, тоска, грусть

 47

 6.

 Плаксивость

 46

 7.

 Душевная пустота

 44

 8.

 Безразличие ко всему

 42

 9.

 Апатия

 36

 10.

 Разбитость, слабость

 36

 11.

 Подавленность

 36

 12.

 Неуверенность в себе

 28

 13.

 Депрессия

 15

 14.

 Безнадежность

 2

 15.

 Агрессия

 2

 

Поведение

 1.

 Срываюсь на близких (грублю, кричу, укоряю)

 36

 2.

 Постоянно плачу

 31

 3.

 Бессонница

 26

 4.

 Употребление лекарственных препаратов

 23

 5.

 Потеря аппетита

 18

 6.

 Употребление алкоголя, табака

 10

 7.

 Постоянно что-то болит

 7

 8.

 Потеря сексуального влечения

 7

Мы видим, что среди симптоматики истощения ресурсов отмечается сильная усталость (63%), постоянное психическое напряжение (60%), неудовлетворенность собой (60%), отсутствие радости (47%), опустошенность (44%), равнодушие ко всему происходящему (42%)и т.д. На соматическом уровне у 26% испытуемых отмечается бессонница, потеря аппетита (18%), снижение сексуального влечения (7%) и др.

 Фрагмент 5. Ксения, 37 лет. Замужем, воспитывает двух детей с диагнозом ДЦП. Не работает. «Безразличие и апатия ко всему. Нахожусь в постоянном психическом напряжении.  Это истощение у меня уже около четырех лет - такое состояние норма жизни. Постоянно чувствую себя опустошенной, ничего не могу с этим поделать».

Анализ бесед с родителями позволяет утверждать, что истощение психологических ресурсов ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества: «мне уже ни кто не поможет, лучше быть одному», «людям нет дела до моего горя, поговорят, успокоят, а толку? Я все равно остаюсь одна со своей проблемой» и т.д. Полученные данные также свидетельствует о снижении  самооценки, ощущении зависимости от ухудшения отношений с окружающими, потере жизненных ориентиров. 

Для более глубокого понимания картины истощения психологических ресурсов, мы попросили испытуемых изобразить на листе бумаги с помощью цветных карандашей состояние, когда они чувствуют, что силы на исходе, уже ничего не помогает справляться с трудными обстоятельствами и т.п. В итоге удалось собрать 17 рисунков.

 В результате анализа полученных данных выделились типичные группы рисунков, схожих по способу изображения состояния, символике и цветовой гамме.

Так, преобладала группа людей, изображающая истощение ресурсов ассоциативно (62%). Часто встречаются элементы природы или природных явлений, например, извержение вулкана, пасмурное небо с грозовыми тучами, штормовой ветер, который «топит лодку», цветок, на который «наступили и он уже не может подняться к свету» и т.д. Здесь сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности или служит проявлением того, что человек находится в стрессовой ситуации. Некоторые пытаются компенсировать негативные эмоции с помощью изображений солнца, травы, улыбок, которые обычно располагаются в правом нижнем углу рисунка. В этой группе можно выделить подгруппу рисунков, обладающей определенной особенностью (12%): схематическое изображение с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), что символизирует ограниченность действий, замкнутость, а также малое количество деталей.  Интересен рисунок, выполненный из множества прямых линий, где изображен угол комнаты, который «освещает небольшой тусклый фонарь». Множественность линий, на наш взгляд, говорит тревожности, стремлении контролировать себя.

Вторая группа- иллюстрация конкретных действий (23%). На рисунках чаще можно встретить изображение человека, идущего с опущенными руками под дождем; статичные состояния, например, лежит на кровати/ диване, в ванной. Также встречаются рисунки, где испытуемые перечеркивают изображенных друзей, телефоны, книги, что говорит об изолированности, нежелании идти на контакт с окружающими и отсутствии интересов. Состоянию, в котором находятся наши испытуемые, соответствуют больше холодные цвета: синий, черный, зеленый. Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние испытуемых отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка, например, ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе.

Третья группа - абстрактные изображения (3%). Здесь можно отметить преобладание ярких цветов, синего, красного и желтого, которые ассоциировались у испытуемых с болью и сильными переживаниями. В центре рисунка, испытуемые изображают какой-либо символ, суть самого важного актуального переживания, проблемы, беспокоящей человека.

В целом, мы можем сделать вывод, что истощение ресурсов в большинстве случаев ассоциируется с негативными проявлениями: усталостью, бездеятельностью, и сильными переживаниями. Количество цветов, используемых в рисунке, в основном не превышает одного-двух, что также указывает на  усталость, пассивность, депрессию.

Выводы:

1. Истощение психологических ресурсов имеет ярко выраженную симптоматику, проявляющуюся в состоянии утомления, безразличия, упадка сил, усталости. Результатом истощения ресурсов является временное снижение эффективности при решении других задач, эмоциональная отстраненность.

2. Хронический стресс или ряд неблагоприятных событий в жизни постепенно истощают психологические ресурсы. Таким образом, истощение ресурсов личности представляет собой процесс, развивающийся во времени.

3. Мы видим причину истощения психологических ресурсов во внутреннем накапливании негативных эмоций, при отсутствии «разрядки», возможности их отреагирования, которые развиваются  на фоне хронического стресса.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал, 1994, Т.15, №1.С.3-19.

2. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб,: Питер, 2003.

3. Ряжева М.В. Феномен истощения ресурсов личности в ситуации пролонгированного стресса (на примере родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья). Квал. работа. Кострома, 2012.

4. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / Психологический журнал, 2009. – Т. 30. – №2. – С. 18-28.

5. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

6. Хазова С.А., Ряжева М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих  ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. Т.18 №3. С.203-209.

Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – С. 127-136 с.